Правительство намерено изменить структуру малого бизнеса
posted in Новости |— Андрей Владимирович, почему стало необходимым формирование и развитие кластеров малых предприятий, как это будет поддерживаться, в каких областях?
— В этом году мы впервые начали поддерживать кластерные инициативы малых компаний не на словах, а рублем. Нашли более 160 млн на поддержку центров развития кластеров в Санкт-Петербурге, это машиностроение и металлообработка, Республике Татарстан — нефтехимическая промышленность, переработка полимеров, Калужской области — автомобильный кластер. Почему это так важно? Одна из задач правительства — увеличить долю в малом бизнесе промышленности, обрабатывающих производств, долю бизнеса, которая работает на субконтракте с крупными поставщиками. Без центров кластерного развития это сделать сложно. Более того, мы поддержали и другие элементы инфраструктуры высокотехнологического бизнеса. Допустим, в Новосибирске создается прекрасный технопарк, в его рамках — центр прототипирования, инжиниринговый центр. В Пермской области мы поддержали центр развития дизайна, речь идет прежде всего о промышленном дизайне. В Самарской области — центр информационного развития кластерных инициатив.
— Какие деньги задействованы?
— 160 миллионов рублей из федерального бюджета, регионы выделили примерно 50-60 млн. То есть запланировано потратить около 200-220 млн рублей на первые девять центров в 2010 году.
— Как будут финансироваться центры прототипирования в следующем году?
— Произойдет увеличение сумм на 15 процентов. Ситуация, когда большинство программ бюджета сокращается, а расходы на малый бизнес растут, показывает востребованность этих программ у предпринимателей, высокую бюджетную эффективность. В прошлом году благодаря программе поддержки было создано и сохранено более 350 тысяч рабочих мест. Когда регионы защищают свои программы, минимальная бюджетная эффективность, после которой программа одобряется, должна привести на один рубль вложений три рубля налогов в среднесрочной перспективе. В следующем году будет 20 млрд 800 млн рублей на программу, из них 16 млрд мы потратим на поддержку компаний, в том числе инновационных. Другое важное направление — модернизация существующих бизнесов, в основном это лизинговые программы, субсидирование лизинга. Третье направление — микрозаймы. Планируем сокращать объем по грантам, потому что ситуация на рынке труда стабилизируется, количество безработных снижается, грантовая поддержка будет отдаваться по преимуществу инновационным компаниям либо предоставляться в депрессивных территориях, как моногорода. Следующее направление — поддержка и экспорта, и предэкспорта.
— В этом году мы наращивали их объем. В результате гарантийных фондов нет только на Чукотке, в Ненецком АО. Объем их — 24,4 млрд рублей. Это означает гарантии на 100 млрд рублей кредита. На 1 июля 2010 года выдано 13 тысяч 454 поручительства. Мы оцениваем эту программу, как одну из самых успешных, востребованных у бизнеса. В программе участвует около 200 банков. В этом году принят закон о микрофинансировании, который легализовал отношения по небольшим займам. Рассчитываем, что закон позволит привлечь инвесторов в эту сферу, как иностранных, так и российских. Со своей стороны мы не сворачиваем, а наращиваем программу развития микрофинансовых организаций. Уже в 50 регионах такие организации работают, их суммарная капитализация — 3 млрд 800 млн рублей.
— На каких секторах малого бизнеса будут сконцентрированы ваши усилия?
— Задача нашей программы на текущий момент состоит в том, чтобы эти небольшие ресурсы (во Франции 22 млрд евро в год тратится, у нас — 20 млрд рублей) сконцентрировать на тех секторах малого бизнеса, которые недоразвиты. Если мы будем все это отдавать торговле, нам никаких денег не хватит. В этом году 2 млрд предоставили инновационным компаниям, 1 млрд 200 млн рублей — на поддержку лизинга. В гарантийных фондах установили правило: до 20 процентов, как индикатор успешности, должно предоставляться инновационным компаниям. Поставили себе задачу: снизить к 2012 году долю компаний в торговом секторе в два раза. Но снизить — не значит, что мы должны убить эти компании.
— Больше всего малый бизнес жалуется на прессинг налоговиков.
— Большие надежды мы связываем с новым руководителем налоговой службы. А проблемы у предпринимателей прежние: неосмотрительность предпринимателей при заключении контрактов с фирмами-однодневками; приостановление операций по счетам. Это две горящие темы, которые мы должны в ближайшее время вместе с налоговой службой решить. Что же касается поднятия социальных платежей, то не секрет, малый бизнес все сделает, чтобы их минимизировать. И «серые схемы» применит, и сотрудников уволит, и примет на работу дешевую иностранную рабочую силу. Второе. Есть удобная система налогообложения в виде патента. Закон по патентам скоро будет принят. Идея состоит в том, что будет установлена единая федеральная доходность для всех видов деятельности. А регионам мы дадим право ее снижать и дифференцировать. Сейчас в налоговом режиме в виде патента — всего несколько тысяч предпринимателей. А потенциал оценивается минимум в миллион. Та самая теневая занятость. Такие предприниматели налоги не платят. Но они, с другой стороны, бесправны. Не могут участвовать в наших программах, не могут получать кредиты, финансирование, поддержку и т.д. Мы их должны вывести на белый свет. 90 процентов налогов пойдут в местный бюджет. Власти будут заинтересованы в том, чтобы сохранять налогоплательщиков, включать их в свои программы поддержки.