18.Июнь.2010

Микрофинансы поддержат малый бизнес

posted in Новости |
Государственная Дума на пленарном заседании в среду, 16 июня, приняла во втором чтении законопроект «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Первый заместитель председателя Государственной Думы Олег Морозов в комментарии пояснил:
«Рассматриваемые законопроекты подготовлены в соответствии с планом действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ. В последние годы на рынке финансовых услуг активно работают и развиваются так называемые микрофинансовые организации (МФО). Это альтернативная банковскому кредитованию форма обеспечения заемными ресурсами малых предприятий. МФО бывают коммерческие и некоммерческие. К числу первых относятся небанковские депозитно-кредитные организации и хозяйственные общества (ЗАО, ООО); некоммерческие МФО – государственные и муниципальные фонды развития и поддержки малого предпринимательства, региональные центры микрофинансирования, а также частные фонды поддержки предпринимательства и некоммерческие партнерства.
По данным Российского микрофинансового центра, объем займов на российском рынке микрофинансовых услуг оценивается на уровне 26-27 млрд. рублей, из которых 54 % — займы на развитие бизнеса, 35 % — на потребительские нужды. Средние суммы займов – 100-150 тысяч рублей. Максимальный микрокредит – 1 млн. рублей. При этом 80 % займов выдается на срок до 1 года.
Микрофинансовые организации решают три основные задачи. Во-первых, это развитие финансовой инфраструктуры там, где банков нет – в малых городах и сельской местности. Следует учитывать, что на просторах нашей страны более 53 тысяч населенных пунктов с числом жителей от 500 до 3000 человек.
Вторая задача — помочь дотянуться до кредитных ресурсов малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые получить заем в коммерческом банке не могут. Ведь у них нет залога, кредитной истории, небольшой стаж работы. В микрофинансовых же организациях возврат беззалоговых кредитов может обеспечить, например, механизм солидарной ответственности группы предпринимателей.
Третья задача — повышение привлекательности рассматриваемого сектора за счет привлечения в него частных инвестиций, бюджетных ресурсов и банковских кредитов, что позволит снизить процентную ставку, сделать кредит более доступным.
Обсуждаемые законопроекты закладывают правовые основы деятельности микрофинансовых организаций, определяют их особенности, порядок создания, деятельности и реорганизации, процедуру и условия предоставления микрозаймов, а также права и обязанности контролирующих федеральных органов исполнительной власти.
Ко второму чтению законопроект доработан, приняты 23 поправки. В частности, в определении термина «микрозаем» исключена необходимость индексации суммы микрозаема, учитывающей изменение потребительских цен на товары, работы, услуги. Дополнительно указано, что микрофинансовая организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договору микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия договора.
Принятые законопроекты предусматривают защиту прав добросовестных участников микрофинансового рынка, будут содействовать повышению прозрачности и инвестиционной привлекательности рассматриваемых организаций. Микрофинансы поддержат малый бизнес, и будут способствовать его развитию в малых городах и весях».

Обсуждение закрыто.